Как работает эскалатор
Первый эскалатор, в виде движущийся по кругу лестницы был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом в 1859 году, однако он никогда не использовался.
Спустя почти 30 лет, в 1892 году, американец Джесс Рено запатентовал наклонный подъёмник. Его первый в мир эскалатор появился через два года в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов, а спустя ещё четыре года в лондонском магазине Harrods.
Посетители торгового дома боялись подниматься по эскалатору и чтобы как-то изменить ситуацию, директор магазина поручил наливать стаканчик бренди каждому смельчаку, который воспользуется новым изобретением.
Первый эскалатор представлял собой гладкую движущуюся дорожку без ступеней. Позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921-му году.
Устройство эскалатора
Эскалаторная лента состоит из соединённых между собой ступеней, которые установлены в кожу. Каждая ступень закреплена между двумя длинными цепями и держится на роликах, которые перемещаются по направляющим рельсам. Тяговый двигатель при помощи валов приводит в движение цепи, замкнутые в круг и движущиеся с определённой скоростью.
Ведущий вал вместе с тяговым двигателем устанавливается под полом в верхней части эскалатора, а в нижней части устанавливается обратный вал. Устойчивость пассажиров на полотне эскалатора зависит от скорости рывка, то есть изменения ускорения или замедления ступени. Так при пуске эскалатора ускорение не должно превышать 0,6 метра на секунду в квадрате в первый момент и 0,75 в остальное время разгона.
Внизу и вверху эскалатора установлены неподвижные гребёнки из под которых лента начинает своё движение в зависимости от направления. Когда эскалаторная лента выезжает из под гребёнки, ступеньки представляют собой плоскую поверхность, после чего плавно начинают разъезжаться. Это достигается за счёт особой формы направляющих рельс.
Неотъемлемой частью эскалатора являются движущиеся поручни, также приводимые в движение тяговым двигателем. Однако скорость поручней, как правило, превышает скорость ступеней. Дело в том, что для повышения трения на диске, приводящие в движение поручни надевают резиновые накладки, которые со временем стираются и скорость движения поручней незначительно падает. Рекомендуемая разница между ступенями и поручнями равняется трём процентам.
Угол наклона эскалатора равняется 30-35 градусов в зависимости от его длины. Так при требуемой высоте выше шести метров применяется эскалатор с углом наклона 30 градусов. В остальных случаях допустимо использование и 35-градусного наклона.
Эскалатор оборудуют предохранительным устройством, которое останавливает систему в случае повреждения или иных угроз. Устройство срабатывает при подъёме ступени перед нижней и верхней гребёнками, обрыве поручней, увеличения скорости эскалатора более чем на 25% и внезапном изменении направления движения.
В отличие от лифта, эскалатор обладает большей пропускной способностью, однако является более дорогим и требует большего пространства для установки.